Сервисмен сборной Украины Виталий Руденчик: Биатлонисты всегда благодарят за нашу работу

Прочее · 19 апреля 2014 · 18:02
Виталий Руденчик, фото biathlon-ua.org

Этой профессии не учат в университетах, часто их работа не видна, но от них зависит большая доля успехов или неудач биатлонистов. В гостях у портала biathlon.ua сервисмен сборной Украины Виталий Руденчик.

- Вас называют и техниками, и смазчиками, и сервисменами. Как все-таки будет правильно? – с этого вопроса началась беседа корреспондента портала biathlon.ua Дмитрия Авдеева с Виталием Руденчиком.

- Да по-разному. Просто техник или смазчик – это наверно более разговорные определения. Наиболее верным, все-таки нужно считать сервисмен.

- Что входит в ваши обязанности?

- Это все что связано с лыжами. Начиная непосредственно от их подбора, куда входит и работа с производителями, и до подбора смазок, парафина.

- Как становятся сервисменами? Ведь этому нигде не учат.

- Вы правы – ни в одном ВУЗе этому не учат. Поэтому постигнув азы, можно лишь повышать квалификацию, посещая различные семинары, проводимые производителями лыж и смазочных материалов. Они в определенном плане дают наибольшую пользу людям нашей профессии. А в общем это непосредственно сам опыт, который приобретает сервисмен за годы своей работы.

- Каким был ваш путь в сервисмены?

- В основном сервисменами становится бывшие биатлонисты. Меня в свое время пригласила украинская бригада, в составе которой были Заровный, Семенов и Михайленко. Азы всего постигаешь еще во время того, как ведешь активную спортивную деятельность. А все нюансы и секреты уже изучаешь позже. Часто помогает общение, обмен опыта с коллегами. Ведь в нашей работе можно учиться всю жизнь. Всегда появляются новые технологии, совершенствуются смазочные материалы. За свои шесть лет работы сервисменом, я постоянно открываю для себя что-то новое.

- Видимо, людям вашей профессии в школе неплохо изучали химию и физику?

- Действительно, у мня не было проблем с этими предметами. Хотя в большей степени, школьная программа в профессии не особо помогла. У каждого производителя идут порошки собственного приготовления. Одни насыщены серебром, другие графитом, третьи молибденом. Того же фтора в одной смеси больше, а в другой меньше. И все это в нужных пропорциях дает свой результат. К примеру молибден используется при грязном, мокром снеге выполняя функцию отталкивания грязи и воды. Серебро используется напротив, когда снег сухой для улучшения скольжения. Довольно своеобразная специфика.

- В свое время, как складывались отношения биатлониста Виталия Руденчика с сервисменами?

- Иногда отношения были довольно непростые. Бывало, что и придирался к ним. Ведь я выступал тоже на высоком уровне, принимал участие и в чемпионатах мира, и на кубке мира. Однако позже, я пересмотрел свою позицию, и сейчас в общении с ребятами стараюсь их иногда переубедить, и доказать, что наша работа довольно не так проста как кажется на первый взгляд.

- Чаще людей вашей профессии вспоминают, когда гонка биатлонисту не удалась. При положительном исходе, напротив, в большинстве случаев благодарят спортсмена и тренера. Обидны такие ситуации?

- Часто мы шутим над тем, что наша работа была и будет закулисной. В принципе, обычно так и происходит. Но, хочу заметить, это видят лишь болельщики. Общение спортсмена с сервисменом происходит всегда, и если даже после финиша в интервью он в возбужденном состоянии забывает что-то сказать, то позже, неизменно мы встречаемся, и биатлонисты никогда не забывают о нас. И тот факт, что они находятся на первых ролях, нас вполне устраивает. Главное, что наши спортсмены всегда нас благодарят, за ту работу, которую мы для них делаем.

- Бывает такое, что пытаются после гонки что-то подсказать или поделиться своим мнением?

- Да, такие моменты бывают и это нормальная рабочая обстановка. Мы всегда прислушиваемся к мнению ребят. Очень трудно на каждую гонку подобрать оптимальный вариант. У каждого спортсмена индивидуальные лыжи, а работаем мы в один день со всей командой. И бывали такие случаи, когда у троих все подобрано отлично, а у двоих могут возникнуть к нам определенные вопросы.

- Насколько зависит смазка от габаритов биатлониста?

- Этот фактор, конечно же немаловажен. Однако большую роль все-таки играют сами лыжи. Насколько удачно их удастся подобрать. Лыжи довольно разнообразных структур. Есть на теплую погоду, на холодную. Если сложная погода, тогда нужно «колдовать» смазкой, а если стандартная, то здесь главное правильно подобрать лыжи, все остальное будет иметь второстепенное значение.

- Какая погода считается наиболее сложной?

- Погода с большими перепадами температур – это сильный мороз и оттепель. Кроме того тяжело выступать когда грязный снег.

- А сколько пар лыж в ассортименте у современного биатлониста?

- Если взять нашу команду, а у нас сейчас все налажено в работе по высшему разряду, то у каждого где-то по 15 пар. Это уровень серьезного спортсмена. Однако, иногда у некоторых в комплекте бывает и по 20 пар.

- Это максимум или бывает и больше?

- Есть так называемые «любители» лыж, которые иногда скрупулезно ко многому относятся. Так я слышал, что у Бьерндалена в разное время было до сорока пар лыж. Я не скажу, что это хорошо, потому как в таком случае на тебя должна работать целая бригада сервисменов.

- Постоянно ли после гонки вы общаетесь с лыжниками, интересуясь, все в вашей работе их устроило?

- Это процесс постоянный. С каждым из прошедших дистанцию, мы проводим разговор на эту тему. Делаем выводы, как менялась погода по ходу гонки, у кого как шли лыжи, ведь кто-то стартовал в первой группе, кто-то во второй, и так дальше… Кто и как работал на подъем, или на спуск.

- Очередность старта тренеры определяют сами или советуются с вами?

- В-первую очередь советуются с нами. Мы должны быть в курсе буквально поминутной смены погоды, чтобы определить, в какой группе стартовать кому из биатлонистов. А тренеры уже сами распределяют спортсменов исходя из того, кто в какой форме находится.

- Много ли времени уходит у вас на подготовку к гонке?

- Учитывая, что сейчас гонки стартуют во второй половине дня, то и мы начинаем свою работу днем, или скажем так, поздним утром. Раньше, когда выходили на старт днем, и мы начинали подбирать лыжи в 4-5 утра.

- Сколько километров сервисмен проходит перед стартом?

- Иногда приходится преодолевать достаточное количество километров. Проходим весь круг, а так как снег бывает не везде одинаковый, то некоторые участки проходим по несколько раз. Снег бывает где-то чище, а где-то грязней, где-то перемерзший, а где-то искусственный. Очень много нюансов. Обычно начинаем обкатывать трассу часа за 2-3 до старта. Бывает, что перед гонкой «накручиваем» по 20-30 километров, прежде чем удается выбрать оптимальный вариант.

- Сколько в целом нужно времени, чтобы изучить трассу?

- В целом, конечно, многие из них функционируют не первый год, и можно сказать изучены. Что касается новых трасс, то например в Сочи, нас в прошлом году вывозили предварительно. Обычно, если не знакомая трасса достаточно 2-3 дня, чтобы ее изучить. Больше просто нет смысла. Погода меняется, а значит и нам приходится менять свои настройки. Бывает и так, что существенная смена погоды приводит к тому, что в работу, проведенную накануне приходится вносить серьезные коррективы.

- Есть ли у вас, как и спортсменов, любимые и нелюбимые трассы?

- Конечно. Нелюбимые – это Рупольдинг и Оберхоф, где почти всегда тепло, искусственный снег, часто очень грязный. Нравятся же – Хохфильцен и Антхольц, где условия практически всегда одинаковые. Неплохо также в Ханты-Мансийске и Поклюке, если там хорошая погода.

- Напоследок, для любителей биатлона и наверно лыжных гонок – маленький секрет от Виталия Руденчика.

- Секретов особых нет. Очень много разных мелочей. Я бы посоветовал любителям, слишком в этом плане не увлекаться и правильно подбирать лыжи.

Материал подготовил Дмитрий Авдеев
ВКОНТАКТЕ
FACEBOOK

Лучшие материалы

Регистрация
Авторизация